Роялти в сделках с ПО: нюансы налогообложения российских компаний при работе с Республикой Беларусь
2026-05-30 11:40
Ситуация: Российский производитель заключает договор поставки оборудования с покупателем из Республики Беларусь (РБ), в составе которого передаются права на использование программного обеспечения (ПО). Российская компания не имеет представительства на территории РБ.
Вопрос: Какие есть особенности налогообложения для российской компании, получающей выплаты из белорусских источников за поставку ПО? Как правильно рассчитать цену договора и нужно ли оплатить налоги дважды?
Что говорит Налоговый кодекс РБ?
▪ Российские компании, получающие доходы из РБ, сталкиваются с особым механизмом налогообложения – налогом у источника выплаты. По этому правилу налог с дохода не платит сам получатель, а удерживается и перечисляет в белорусский бюджет налоговый агент – организация, которая начисляет и выплачивает доход. В нашем случае – покупатель ПО из РБ.
▪ Согласно главе 17 НК РБ Покупатель (белорусская организация) удерживает налог на доходы с поставщика (российской организации) от стоимости поставляемого программного обеспечения в виде роялти в бюджет РБ.
▪ Ставка налога: 15% или 10% - если российская организация предоставить документы о налоговом резидентстве.
Как быть с налогом на прибыль в России?
Сумма налога на доходы, удержанная в РБ из дохода российской компании в соответствии с межправительственным Соглашением об избежании двойного налогообложения от 21 апреля 1995 года, засчитывается при оплате российским производителем налога на прибыль в России. Зачет осуществляется при условии предоставления белорусским налоговым агентом подтверждения об удержании налога.
Наши рекомендации
▪ При определении цены договора учитывать обязанность белорусской стороной удержать налог на доходы в виде роялти в размере 15%,
▪ Рассмотреть возможность снижения налога до 10%, предоставив документы о налоговом резидентстве,
▪ Рассмотреть возможность снижения налога на прибыль в России путем зачета с ранее удержанным белорусской стороной налога на доходы в виде роялти на основании Соглашения от 21 апреля 1995 года.